Витринистика: бизнес или искусство

Мы так привыкли к однообразию витрин наших магазинов, наполненных уродливыми манекенами или безвкусной праздничной мишурой, что даже не останавливаем взгляд, когда за стеклом происходит настоящий спектакль.

Увы, этим страдает большинство наших торговых объектов, начиная от маленьких бутиков с дорогой одеждой и заканчивая гипермаркетами, с миллионным ассортиментом товаров.

Витринистика давно перестала быть оформительским ремеслом, а превратилась в особый вид интерактивного искусства, своеобразный перфоманс, призванный решать целый комплекс задач:

  • передать философию фирменной концепции торгового заведения
  • привлечь внимание покупателей
  • передать им информацию о товарах
  • подчеркнуть индивидуальность, уникальность коммерческого объекта

Эксклюзивное оформление витрин, разнообразное по художественному и техническому решению, не только вызывает множество эмоций у прохожих, но и завораживает до такой степени, что они охотно заглядывают в магазин.

Немного истории

Как вид деятельности, витринистика зародилась в середине ХIХ века, с ростом предпринимательства и количества магазинов в городах. Ремесло носило исключительно прагматичный характер: владельцы лавок таким образом демонстрировали свой товар за пределами помещения магазина с целью привлечь публику зайти в него.

Результаты стали настолько ошеломляющими, что буквально уже через несколько лет самыми богатыми компаниями стали производители больших листов стекла. Витрины приобрели совершенно иной вид, кроме того, они предоставили архитекторам и художникам практически неограниченные возможности для творчества.

В начале ХХ века мир увидел, как могут выглядеть витрины магазинов ночью. Это изобретение принадлежит американскому иммигранту Гордону Селфриджу, который не побоялся потратить невероятную сумму по тому времени - 400 тыс. фунтов стерлингов для обустройства ночной подсветки витрин своего лондонского универмага.

Уже к 20-м года прошлого столетия оформление витрин становится массовым и превращается в особый вид творческой деятельности. За стеклом крупнейших магазинов Франции, США, Великобритании начинают разыгрываться настоящие спектакли с живыми актерами, рекламирующими тот или иной товар.

Производство декораций и атрибутов оформления витрин выделяется в особое направление и переживает настоящий бум. К работе над дизайном привлекаются специалисты, которые и стали первыми профессиональными разработчиками стилей, сюжетов и декоративных композиций.

Сегодня витринистика перестала быть рутинным ремеслом, а превратилась в совершенно новый вид искусства, со своими критериями красоты, функциональности, привлекательности. Это еще больше проявилось в 90-е года, когда благодаря бурному развитию технологий, происходит удешевление затрат на оформление. Появляются супер-бренды, например, Prada, Hermes, Gucci, Selfridges, которые разрабатывают и продают витрины как авторские произведения, активно сотрудничают со всемирно известными дизайнерами, архитекторами, мастерами света: Рэмом Колхасом, Антуаном Плато, Питером Боленом и другими.

12 витрин, меняющихся раз в 3 месяца, превратили обычный бутик Hermès в Париже в настоящую фабрику волшебства, от которой жители всегда с нетерпением ждут очередного фееричного представления. Особенно запоминаются витрины-эмоции, которые получили популярность благодаря декораторам Louis Vuitton. Они парадоксальны, эпатажны, непредсказуемы. Спрос на эти перфомансы растет с каждым годом, в отдельные дни логисты компании отправляют в магазины по всему миру до 300 композиций.

Сложилось так, что на данный момент в России витринистика еще не стала, ни искусством, ни бизнесом. Дизайном витрин занимаются или сами владельцы магазинов или приглашенные флористы и декораторы, которые не имеют достаточных знаний и опыта в такой специфической области, как визуальный мерчандайзинг. В результате, их работа получается или интересной с точки зрения артистизма и дизайна, но абсолютно бесполезной для бизнеса.

Потребности в уникальных и обновляющихся витринах магазинов будут расти, потому что покупатель пресыщается однообразием стандартно выполненных стеклянных фасадов с одинаковыми атрибутами. Цель отечественной витринистики видится в создании профессионального сообщества специалистов - носителей знаний в области бизнеса и располагающих творческим вдохновением, способных мотивировать предпринимателей обращаться к ним за услугами.